Соловецкий монастырь снаружи и совсем немного островных примечательностей.

Вырвавшись из застенков монастыря мы оказались в определенной степени на распутье. Остров ни как не предусматривает какого-либо полноценного ознакомления в течение одного дня. Все, что могло бы показаться интересным после изучения инструкции по его применению, находилось значительно дальше, чем мы могли бы успеть посетить и вернуться. Решено действовать малой кровью. Просто походить погулять, посмотреть снаружи на монастырь и "сбегать" на пару ближайших по карте тур-объектов не пытаясь предварительно выяснить их реальную ценность.

Думаете когда мы вышли из северо-восточных ворот включили солнце и больше не выключали? Как бы не так! Именно в этот момент пошел дождь, который шел как минимум около часа с переменным успехом. Хорошо, что к такому лету мы были готовы. Gore-Tex и зонтики рулят! :)
На фото так называемый пристенок и Квасоваренная башня с одноименными воротами.

Наш путь лежал немного в сторону от монастыря и прошел через поселок. Колоритную картину с козами, прячущимися от дождя я не смог пропустить :)

Не менее колоритны в этой части и объекты культурного наследия. У многих Соловки в первую очередь ассоциируются с лагерем, хотя он официально существовал здесь всего 10 лет с 1923 по 1933 годы. Но ссылать сюда начали еще в 1919 году, а в 33 году имущество и возможно часть заключенных были переданы в Белбалтлаг, который был в свою очередь уже реорганизован в тюрьму. И только в 39 году Соловки передали Северному флоту.

Так что стоит такой барак и откровенно говоря своим видом ни каких мрачных мыслей не навевает.

Островные дороги не асфальтированы и манят промчать по ним на квадроцикле.

Первая остановка на нашем пути исследования - Лабиринт!
Да эти загадочные артефакты имеются не только по берегам Белого моря, но и на Соловках.  Лучшие умы бьются в попытках разгадать их тайны.
Кто, зачем и почему. Я оказался не слишком впечатлительным или проникнуться мне не давал дождь, ну камни и камни сложенные спиралью. Дольмены у нас круче! :)

Продолжаем двигаться к следующей цели. Идем по все такой же песчаной дороге с валунами среди леса. Люди по пути не встречаются, машины почти не ездят.
Проходим мимо кладбища и деревянной часовни рядом с ним.

А идем мы к вот такому месту. Что это за такой камень и кто с кем переговаривался непонятно. Может очередная мистика какая-то? :)

О, вот и камень, похоже здесь без мистики и загадок.
Камень установлен здесь на месте переговоров архимандрита монастыря и офицеров английской эскадры в 1856 году. Англичанам в их просьбах выдать еду было отказано, после чего они ушли. :)

Прочитать надпись немного трудно. Я проведу ее в оригинале:
"Зри сие. Во время войны Турции, Франции, Англии, Сардинии с Россией здесь был переговор настоятеля архим. А. с английским офицером Антоном Н. 22 июня, в среду в 11 час. до полудня по записке начальника неприятельской военной эскадры в Белом море, требовавшего от монастыря быков (записка представлена свят. Синоду). После переговоров, благополучных для обители, настоятель возвратясь в монастырь в 1 час дня, служил в тот день в Успенском соборе литургию и молебны; служба кончилась в 4 час. В ту неделю 3 дня пост строгий был в обители и скитах и Господь в это лето не допустил воюющих нарушить иноков покой, как без милосердия они поступили в 1854 г. А. А."

Очень зеленые растения не берегу Белого моря.

Нагулялись не все. Пока родители отдыхают, тот кто попискивал по пути, что идти ему не хочется, скачет по берегу.

В бухте чуть дальше стоят люди с палаткой пришедшие сюда на парусном катамаране. Круто бы здесь и под парусом походить, но уж больно вода холодная. :)

Хотя не такая уж и холодная. Вот только брести из-за отлива и характера дна далековато пришлось чтобы окунуться как я люблю :)

Время нам расслабляться не дает и гонит обратно.

Если по пути туда я как-то не обращал внимание на отлив, ну не такой он явно заметный как в Баренцевом море, то на обратном даже сфотографировал.
Губа Кислая. Воду не пробовал утверждать название не буду.

Удивительно, что на острове посреди моря столько пресных водоемов. Наверняка всему виной тот самый ледник, который покрывал, покрывал, а потом отступил.
Озер на островах около 400 шт!

Это не озеро, а все та же Кислая губа.

Отель Соловки.
Как я понял за время пребывания,с размещением здесь проблем нет, есть и отели и частные дома и квартиры. Вполне можно подобрать что-то под свой бюджет, если хе хочется жить в палатке.

Возвращаемся мимо бывшего лагерного барака в котором сейчас находится экспозиция "Соловецкий лагерь и тюрьма". Всем кто не равнодушен к истории острова с этой стороны наверняка стоит ее посетить.

Интересно, а будет ли отражаться в Святом озере монастырь если не будет ветра и ряби на воде?

Т.к. до других церквей и пустыней мы не добрались, стоило немного поснимать монастырь пока солце выглядывало из-за облаков, а они сами рвались, открывая голубое небо.

Белая башня, та самая с тюрьмой внутри. Не слишком она белая, и не была ни когда выкрашена в белый цвет. У нее есть и второе название - Головленкова.

Вид со стены, снятый пока светило солнце во время экскурсии по монастырю. На нем и поклонный крест и монастырский причал и то, что осталось от Преображенской гостиницы и часовня  Александра Невского.

Когда мы подошли, солнце уже не так ярко светило, но было по прежнему живописно.
На переднем плене - монастырский док. В него раньше заходили даже иностранные суда на починку. Количество таких доков было не велико и всегда находились желающие подлатать свои корабли.

Отлив в бухте Благополучия.

"Благополучный" сарай на сельдяном мысу.

Жилой дом.

Соловецкий огород. Жаль, что нам не удалось попасть в ботанический сад (Макарьевская пустынь) , который здесь тоже имеется.

Яркие дома и усталый катер.

От "усталого" катера, ноги привели нас в Соловецкий Морской музей. Музей расположен в монастырском амбаре для гребных судов.
У них есть вполне информативный сайт. Экспозиция не велика, но заслуживает внимания. Из нее можно не плохо почерпнуть о том как здесь ходили люди по морю и на чем.
В музее есть реконструированная поморская шняка - 12 метровая парусная лодка. Она мне довольно живо напомнила корабли викингов в музее Осло :)

Для любых заморских слов у поморов были свои родные.

В музее есть место и временным экспозициям. Мы попали на фото экспозицию, посвященную мастерам севера "Колыбельщина разговор о будущем". Очень живые фотографии и интересные судьбы.

Не все смогло поместиться в музее. Один из проектов Соловецкой верфи - яхта "Святой Петр". Стоят эту яхту энтузиасты по образу государевой яхты Петра 1, на которой он впервые посетил Соловецкие острова. В 1723 году Петр своим указом переводит эту яхту в музейный объект и наказывает ее сохранять. "...ежели той яхты хотя остатки найдутся, то оные извольте в удобном месте поставить и приказать беречь". Нашли и берегли, но не слишком долго. Теперь вот по рисункам строят новую.

Вот еще одна "яхта" стоит практически во дворе у людей. Состояние на вид отличное, хоть сейчас в море и за десантом! :)

Окна биологической станции. Сама станция основана здесь в 1881 году и на момент создания была самой северной из таких станций.

Такелажный амбар переживает не лучшие времена. С такелажем на острове явно уже успели побороться, а амбар стоит.

Не смог обойтись без фото на фоне монастыря.

Время пребывания на острове начинает заканчиваться, а мы начинаем потихоньку двигаться в сторону причала.
Понимание того, что мы не посмотрели и 1/10 постепенно приходит в головы забитые впечатлениями и новыми знаниями.

Монастырские стены покрытые лишайником.

Вело прокат полон велосипедов! То ли все их уже сдали то ли еще и не брали. Сезон в июне только начинается.

Деревянное здание похожее на остановку общественного транспорта, но с водяной колонкой внутри и с почтовым ящиком снаружи.

Жилой дом.

До свидания, Соловки!

Только на корабле окончательно пришло в голову, что день пролетел просто незаметно и мы снова движемся вперед к тем местам где еще не были и только предстоит побывать в этой поездке...

Очень здесь необычные места, требующие посещения не наскоком, как я привык, а более вдумчивого и неспешного, хотя это и не  совсем мое, но наверняка и до такого я дойду со временем :)
Tags: Архангельская область, Россия, Соловки, лето, монастырь, музей, острова, путешествия, север, семья, фото, я

• Первое впечатление самое верное?

Наконец-то я себе немного пересилил и попробую постить более-менее регулярно и осмысленно. :) Да, времени свободного у меня прибавилось, жаль…

• Закрыл зимний 2021 на Эльбрусе.

Каждый раз говорю себе быть оперативнее, тем более что я уже окончательно обленился и теперь только вожу с собой большую камеру, но в последний…

• Шикарный Фиолент.

После вечерней и ночной Балаклавы, дневного каяка, чем бы закрепить впечатление от насыщенного дня? Съездить на Фиолент! Очень мне нравится это…

• Первое впечатление самое верное?

• Закрыл зимний 2021 на Эльбрусе.